Что такое буллинг
и что с этим делать?
Буллинг – это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребёнка со стороны другого ребёнка или группы детей.
Буллинг может принимать различные формы:
- распространение слухов,
- угрозы,
- физическое или словесное нападение,
- исключение ребенка из группы, изоляция,
- другие жесты или действия, причиняющие вред ребёнку прямо или косвенно.
Буллинг включает в себя:
- желание причинить вред кому-либо,
- само вредоносное действие,
- дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
- повторение такого поведения,
- несправедливое использование силы,
- очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетённости жертвы.
Наиболее близкими русскими аналогами слова «буллинг» являются «травля» и «издевательство».
С чем не следует путать буллинг?
Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешены и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями.
Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:
- Направленность на конкретного человека.
- Повторяемость.
- Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.
Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребёнку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.
Каковы признаки регулярной травли?
Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:
- Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
- Ребёнок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.
- Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
- Ребёнок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
- Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
- Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
- Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
- Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
- Жалобы на вещи, которые раньше ребёнка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).
- Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.
Чего не надо делать?
- Ждать, что само пройдёт. Не замечать.
- Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делает травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать её разгуливающим вирусом.
- Путать травлю с непопулярностью.
- Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они – нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.
- Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.
- Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит её положение.
- Мириться и терпеть.
Ты свидетель или жертва травли – как поступить?
Памятка для учеников.
Издеваешься над другими? – Ответишь по закону.
Памятка для учеников.
Как выявить буллинг и реагировать на него?
Шпаргалка для учителей.
Письмо УОН администрации г. Сочи от 13.10.2020. № 6786/26.01-20 «О профилактике буллинга»